Мемориал основан в 1953 г. Он расположен на площади 18 га, и включает в себя ряд объектов: музей истории Холокоста, Детский мемориал, Зал памяти, Мемориал депортированных (“Вагон для скота”), Партизанская панорама, Стена памяти, колонна Героизма, монумент Еврейским солдатам; открытые площади – Долина общин, площадь Надежды, площадь Януша Корчака, площадь Семьи, площадь Варшавского гетто; Музей искусства Холокоста, образовательный центр (Международная школа и институт исследований Холокоста), библитеку, архив, издательство. Это – не музей в обычном понимании; находиться здесь – тяжелое душевное переживание. После посещения ЯдВаШем сложно перейти к развлекательной программе.
Яд Ва-Шем – вторая по посещаемости (после Стены Плача) достопримечательность Израиля. Ежегодно Мемориал ежегодно посещает более миллиона человек – как простых людей, так и мировых лидеров, желающих отдать дань уважения погибшим евреям, всем борцам против фашизма и праведникам мира, спасавшим евреев, рискуя собственной жизнью. Яд Вашем как бы символизирует собою необыкновенное чудо нашего времени – появление Государства Израиль, его возрождение из пепла Освенцима.
Название мемориала переводится с иврита как “рука и имя”, на библейском иврите – “память и имя” или “место и имя”. Это слова пророка Исайи: “..дам им в доме Моём и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.» (Ис. 56:5). Такое название основано на идее сохранения имен жертв, которым суждено вечно жить с Богом.
История мемориала начинается еще во время Второй Мировой Войны, когда, сразу после сообщений о массовых убийствах евреев, появилась идея создания Мемориала Памяти и погибших, и тех, кто спасал евреев с риском для собственной жизни. Уже в 1947 г. было объявлено, что единый центр документации Катастрофы будет находиться в Иерусалиме. В 1948 году на горе Сион был основан первый музей Холокоста, В 1953 г. кнессет – парламент Израиля – единогласно принял Закон о Яд ва-Шем, и в 1957 г. Мемориальный комплекс был торжественно открыт для посещения. С самого начала Яд ва-Шем стал национальным институтом. Руководство им осуществляют Совет и Директорат Яд ва-Шем.Этот проект был важен и для будущих поколений, и для тех, кто смог выжить в гетто и концентрационных лагерях.
В 1993 году началась подготовка к созданию нового большого и технологически передового музея. Его здание спроектировано израильско-канадским архитектором Моше Сафди. Проект длился 10 лет, в 2005 г. новый музей был торжественно открыт. На церемонии присутствовали лидеры более 40 стран и тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.
Цели Яд ВаШем провозглашены уже в соответствующем Законе Государства Израиль: образование, изучение, документирование и увековечение памяти жертв Катастрофы. Уничтожение евреев в годы Второй мировой войны название “Холокост“; в иврите, однако, принят термин — Шоа (бедствие, катастрофа). Известно, что согласно официальной доктрине III рейха славяне и другие народы были просто недочеловеками, и им следовало лишь безропотно трудиться на благо арийцев. Евреи же подлежали полному уничтожению. При этом евреем считался любой, у которого хотя бы один/одна бабушка или дедушка были евреями.
Яд ва-Шем организует курсы для преподавателей; разрабатывает программы и учебные пособия по теме Холокоста; проводит посвящённые Холокосту выставки; собирает имена жертв, фото, документы и свидетельские показания. Здесь стремятся сохранить память и о жертвах Холокоста, и об уничтоженных общинах, и о не-евреях, рисковавшим своей жизнью ради спасения евреев. Симпозиумы, семинары и международные конференции; поддержка исследовательских проектов; издание тематических научных публикаций, мемуаров и документов – все это сферы деятельности Мемориала. В Международной школе исследований Холокоста обучается множество студентов и учителей из разных стран. Организация поддерживает интернет-сайт; издается академический журнал, посвященный Шоа. Яд ВаШем присуждет ряд международных литературных и академических премий за лучшие работы, связанные с темой Холокоста.
Мы расскажем об отдельных объектах Мемориала. Разумеется, никакой рассказ не сможет заменить индивидуальные ощущения от посещения Мемориала, так же, как и ничто не может сравниться со столь трагической эпохой в истории человечества.
Исторический музей Катастрофы
открывшийся в 2005 году – это центральный музей Мемориала (проект архитектора Моше Сафди, общая площадь 4200 квадратных метров). У входа в музей – алюминиевый барельеф работы Н. Безема, состоящий из 4-х секций, каждая из которых посвящена одному из этапов истории Холокоста: Катастрофа, Сопротивление, Восхождение (Алия) и Возрождение еврейского народа. Помещения музея расположены под землёй. Здание построено в виде стрелы длиной 200 м. Вдоль всей горы Памяти, на которой располагается Мемориал. Свет в музей попадает через застеклённую крышу. Маршрут для посетителей проходит через подземные галереи, отходящие от центрального зала. В десяти галереях помещена экспозиция, рассказывающая о событиях холокоста глазами евреев – очевидцев, как бы через личное восприятие жертв.
Здесь предметы быта, документы, фотографии, аудио- и видеозаписи. Цель экспозиции – полностью передать всю глубину трагедии народа. Не забывайте, что это не просто статистика «шести миллионов жертв»; это шесть миллионов убийств, шесть миллионов преступлений. Перед началом экскурсии каждому посетителю выдается приемник с наушником, а гиду – передатчик. Таким образом осматривать экспозицию могут одновременно несколько разноязычных групп.
Вся экспозиция музея построена в хронологическом порядке и делится на четыре раздела. Первый посвящен этапу прихода наци- к власти в Германии до начала Второй мировой войны (1933–39); во втором показана техника и процесс уничтожения евреев – как на местах массовых расстрелов, так и в лагерях смерти; третий рассказывает о движении еврейского Сопротивления; четвертый — о стремлении уцелевших евреев добраться в Эрец-Исраэль. В одном из залов воссоздан полный фрагмент варшавского гетто: булыжная мостовая, трамвайные пути, так, что. посетитель ощущает себя обитателем этого ужасного места.
На выходе из Музея находятся символические надгробия в память жертв в каждой из оккупированных стран Европы. После выхода из музея посетитель попадает в Зал Имен – мемориал, включающий более 3 миллионов имен жертв, собранных историками, семьями и близкими погибших.
Зал Имен
– он завершает осмотр Исторического музея. Зал Имён – это мемориал шести миллионов евреев, сгинувших в Холокосте.Он был открыт в 1968 г. Главный зал состоит из двух куполов: обращенного вверх на высоту в десять метров, и вниз, в виде колодца, вырубленного в подземном каменном массиве; основание нижнего заполнено водой. На верхнем конусе размещены, как звезды, фотографии евреев, жертв Холокоста, и фрагменты Листов Свидетельских показаний. Вся экспозиция отражается в воде на дне сооружения, что символизирует память и о тех жертвах, имена которых пока неизвестны. Все окружено стеллажами, заполненными папками с Листами свидетельских показаний. Каждое из свидетельств неповторимо; каждое – это чья-то безвинно оборванная жизнь, каждое сообщает о преступлении, которому нет прощения. Почти половина стеллажей зияет пустотой. это – свободные места для недостающих имен, для тех показаний, которые ещё предстоит получить.
В Зале имен находится «Сифрей зиккарон» («Книга памяти об уничтоженных еврейских общинах»). В Зале расположены шесть светильников работы П.Пельциг) и скульптура Ц. Альдуби «Разорванный фрагмент».
Сбор имен погибших был начат с момента создания музея. Родные, близкие и друзья жертв заполняли Свидетельские листы с сохранилившимися фотографиями и пересылали их в Яд ВаШем. Эти бланки идут в музей и сегодня. Листы свидетельских показаний собираются и хранятся в Зале Имён . Пока ещё не поздно, пока ещё живы те, кто помнит их имена, Яд ва-Шем просит присоединиться к этой миссии и внести имена погибших – можно и на сайте Мемориала. Посетители Яд ва-Шем могут заполнить листы на месте; их можно заказать в Яд ва-Шем и, заполнив, отправить по почте. База данных имен компьютеризирована; здесь же желающие могут осуществлять онлайн-поиск имён жертв Холокоста.
Зал Памяти
открыт в 1961 г. Зал предназначен для отдания последних почестей жертвам Катастрофы. Здание построено в виде шатра с базальтовыми стенами и полом чёрного цвета. Огромный потолок нависает над мозаичным полом, где высечены названия крупнейших нацистских транзитных и концентрационных лагерей, лагерей смерти и мест массовых убийств. Названия выбраны из сотен подобных им, разбросанных по оккупированной Европе. В центре зала – в форме, напоминающей разбитую бронзовую чашу – горит вечный огонь, рядом – памятная плита, под которой покоится пепел жертв, собранный и привезенный в Израиль из лагерей смерти. В Зале проходят памятные церемонии, в том числе – государственная церемония в День памяти Катастрофы и героизма.
Художественный музей Катастрофы
открыт в 1982. Здесь экспонировано самое большое в мире собрание уникальных художественных работ, посвященных Катастрофе. Они создавались в 1933-1945 в лагерях, гетто и тайных убежищах, несмотря на категорический запрет нацистов. Эти работы, с одной стороны, отражают внутренний мир и силу духа жертв Катастрофы, творивших в столь тяжких условиях, и являются данью их памяти; с другой стороны – это живые свидетельства эпохи. Представлены и работы художников и скульпторов, которые сами не были жертвами, но для которых тема Холокоста стала вдохновляющей. В музее создана уникальная база данных произведений искусства по теме Шоа. Коллекциея состоит из более 10000 экспонатов, ежегодно она пополняется новыми, которые, главным образом, приносится в дар семьями жертв.
Выставочный павильон
также относится к музейной части комплекса. Здесь проходят различные экспозиции, открыт видеоцентр с показом видеоматериалов (и на большом экране, и на индивидуальных видео дисплеях). Все это позволяет посетителю приблизиться к полному осознанию проблем и значения Катастрофы.
Детский мемориал
построенный в память о 1,5 миллионах уничтоженных в концлагерях и газовых камерах детей, особенно потрясает. Он расположен в специально выдолбленной в скале подземной пещере. В круглом помещении практически полностью темно, лишь в воздухе парит множество огоньков от свечей (через специальную систему зеркал). Полная иллюзия звездного неба – или детских душ, возносящихся к небу . Лишь тихий голос читает имена невинных жертв: возраст, место рождения – имя за именем. Память об этом остается навсегда.
Сад и Аллея Праведников Мира («Хасидей уммот ха-‘олам»)
посвящены тем не-евреям, которые рискуя собственной жизнью и свободой, спасали своих еврейских братьев. Одной из важнейших задач Яд ва-Шем является отдание дани уважения этим людям. Создан специальный комитет с отставным судьёй Верховного суда во главе, который исследует и оценивает каждый случай соответственно с определёнными критериями. Презентация звания проводится послом Израиля в стране проживания получателя; Праведник (или родственники умершего) получает почётный диплом и специально отлитую в его честь медаль. Число Праведников не окончательно, музей и сегодня принимает информацию о возможных случаях.
Начиная с 1962 г. эти люди приглашаются в «Яд ва-Шем», чтобы посадить деревья в Саду Праведников. Под каждым из деревьев (более 2000) на Аллее и в Саду установлена табличка с именем и фамилией каждого и названием страны , где совершен подвиг (аллея, названная Аллеей Праведников, переходит в Сад Праведников). Здесь же установлен памятник “Неизвестному Праведнику”. Их имена в алфавитном порядке выбиты на мемориальных стенах почёта, установленных в саду. Память об этих благородных людях присутствует еще до в Яд ВаШем, где в лесу установлен мемориал Р. Валленберга.
Площадь Януша Корчака
в центре которой стоит памятник, названа в честь взявшего себе такой псевдоним доктора Гольдшмита, польского еврея, замечательного педагога и автора ряда книг. Во время фашистской оккупации Корчак руководил детским домом; в 1942 г. около 200 детей оттуда были отправлены в лагерь смерти Треблинка. Доктор добровольно разделил их участь и отправился вместе с детьми. В лагере, конечно же, все они были умерщвлены.
Обелиск воинам-героям
посвящен тем полутора миллионам воинов-евреев, которые мужественно сражались против нацизма – в составе войск антигитлеровской коалиции, и в движении сопротивления, в партизанских отрядах, в подполье, в восстаниях в гетто. Сотни тысяч из них погибли. На памятнике высечены слова: “Тем, кто вступил в святую борьбу с нацизмом, поднимал восстания в лагерях и гетто, сражался в лесах и подполье, воевал в во сопротивленийсках антифашистской коалиции, спасал своих братьев, проявлял отвагу и мужество по дороге в Эрец-Исраэль. Отныне и навсегда!”.
Партизанская панорама
сооружена в память воинов, участвовавших в партизанском движении на оккупированных территориях. В центре – статуя в виде дерева, символизирующее партизана: скульптор объяснял это тем, что дерево находится в лесу, среди таких же деревьев, и все деревья охраняют друг друга. Название скульптуры взято из Библии: «…ибо человек, как дерево в поле» (Втор.20:19). На одном из камней панорамы выбиты слова партизанского гимна на трех языках: иврите, идише и английском.
Долина Общин
находится среди лесистых холмов западной части Мемориала. Это искусственный лабиринт, сложенный из множества каменных блоков. На одной из сторон каждого блока высечено название страны и места, где во время Катастрофы были уничтожены более 5000 еврейских общин. В центре комплекса расположен Дом Общин (Бейт ХаКегилот), где проводятся выставки и демонстрации документальных фильмов, посвященные уничтоженным общинам.
Площадь Варшавского гетто
расположена в центре Мемориального комплекса. Здесь же находится Стена памяти, состоящая из двух барельефов. Один —«Восстание в Варшавском гетто», происшедшее под руководством Мордехая Анилевича в1944 г. Другой – «Последний марш» — изображает идущих на смерть евреев. Стена – из красного кирпича, что символизирует стены гетто. На стене слова пророка Иехезкеля (16:6): «В крови твоей живи»; смысл этого высказывания в том, что «…месть за пролитую кровь – пролить кровь врага». На площади в День памяти Катастрофы и героизма проводится официальная государственная церемония.
Мемориал депортированным
сооружен в виде железнодорожного вагона для перевозки скота, одного из тех, в которых евреев отправляли в лагеря уничтожения. Вагон установлен на высоком постаменте, как будто повисшем над пропастью, что олицетворяет движение в бездну смерти. Подлинный вагон передан Мемориалу официальными властями Польши. На постаменте высечен отрывок из воспоминаний Авраама Кшепицкого, одного из немногих, уцелевших в Катастрофе.
Новая синагога
предназначена для чтения Кадиш (поминальная молитва) и проведения церемоний поминовения погибших. Часть ритуальных атрибутов — из спасённого имущества синагог, повреждённых или разрушенных в годы Шоа.
Архив Яд ВаШем
это – самое большое в мире хранилище документальных материалов по теме Катастрофы. Он содержит около более трехсот тысяч единиц хранения, и множество аудио- и видеоматериалов из архивов еврейских подпольщиков и партизан в оккупированной Европе, записей организаций и частных лиц, материалов государственных исторических комиссий, организованных после освобождения (в том числе – документы Чрезвычайной “Государственной комиссии по расследованию злодеяний нацистских преступников и их пособников на территории СССР” из Государственного архива России, документы из архивов бывшего СССР). К материалам Архива Яд ВаШем постоянно обращаются историки, писатели и студенты всего мира.
Материалы доступны в специальных залах. Каждый посетитель может заполнить бланк с данными об известном ему погибшем. Эта информация заносится в уже созданную базу данных и сопоставляется с другими источниками. Бланк можно заполнить и онлайн на сайте Яд ва-Шем. На сайте можно также получить информацию о погибших. Посещаемость сайта – более более миллиона ежемесячно. Его база данных наиболее авторитетна в вопросах Катастрофы. Списки погибших существуют на иврите, английском и русском языках. Считается, что имена почти трёх миллионов жертв, проживавших на территории Советского Союза, ещё не внесены в списки Мемориала.
Энциклопедия уничтоженных общин
существует как специальный отдел при Архиве Яд ВаШем. Его задача – сбор материалов, исследования и изданием очерков по истории уничтоженных во время Катастрофы еврейских общин. Отделом издано более двадцати томов информации о еврейских общинах различных стран Европы и Северной Африки. Издан трехтомник на английском языке «Лексикон уничтоженных общин», в котором приводятся история и сведения о более чем 6000 еврейских общинах Европы и Северной Африки, уничтоженных во время Катастрофы.
Библиотека Яд ва-Шем
это – самое полное в мире собрание книг по теме Катастрофы и предшествующего периода – около 100 000 названий на пятидесяти языках мира и тысячи периодических изданий. Среди книг, журналов и газет имеются немецкие публикации 1933–45 гг., большая часть нацистской литературы на немецком, а также на языках оккупированных стран, в том числе на территории бывшего СССР. В Библиотеке хранится обширное собрание официальных документов вооруженных сил союзников, материалы и публикации о Нюрнбергском процессе и о других военных преступников процессах, начиная с первого такого суда в Краснодаре в 1943 г., до судов, проходящих в наши дни. Среди литературы – особые фонды по антисемитизму, по истории фашизма и нацизма, по истории Второй мировой войны и неонацизму. Выставлены известные “Протоколы сионских мудрецов” более чем на 20 языках. Библиотека открыта для всех интересующихся историей Катастрофы.
Всемирный институт исследований Катастрофы
создан в 1993 г. Институт занимается научной работой, организовывает международные семинары и конференции в сотрудничестве с учёными других стран. Организована помощь молодым исследователям, издаются труды конференций и научные работы по теме Шоа. Институт обеспечивает доступ исследователям к фондам Яд ва-Шем. Центр исследований открыт для всех желающих. Его редакционно-издательская деятельность следующая: сборники документов и научные труды по истории Катастрофы; дневники и воспоминания; воспоминания и художественная литература о Катастрофе. С 1957 г. на иврите и английском языке издается ежегодник “Yad Vashem Studies”. Регулярно на иврите и английском языке выходит информационный бюллетень “Яд ва-Шем”.
Международная школа Яд ва-Шем
предлагает образовательные программы и семинары для учителей Израиля и других стран, проводит симпозиумы и конференции по теме Шоа. Методисты школы постоянно работают над новыми программами и учебными пособиями.
Завершает музейный комплекс смотровая площадка, откуда открывается вид на горы и современный Иерусалим. Жизнь продолжается – даже и после небывалой Катастрофы. Яд-Вашем рассказывает о Холокосте так, чтобы посетитель помнил об этой трагедии вечно.
Гамма переживаний возникает после посещения Мемориала: это безмерная скорбь по миллионам погибших; это огромное желание сохранить память о них; это щемящий вопрос, на который трудно найти ответ: “Как ТАКОЕ могло произойти?”; это, наконец, восхищение душевными силами народа, который смог перенести ТАКОЕ. И если и у Вас появятся такие чувства – цель создания Мемориала достигнута!