Исток ручья – под пещерой, где, как считают, и жил сам Пан. Позже здесь молились и приносили ему жертвы. Под нишей в скале, где была установлена статуя Пана, сохранилась греческая надпись о нимфе Эхо. Боги наказали ее (и по делу!) за болтливость, оставив ей возможность произносить только окончания слов. По легенде, когда буйный Пан сбрасывал с гор валуны, Эхо, стоя рядом, передразнивала перепуганных пастухов, повторяя окончания их криков.
Ручей, выйдя на поверхность, образует водопад Баниас. За водопадом, следуя по течению ручья, находится грот с древней статуей Пана. Рядом с пещерой – руины храмов, построенных Иродом.
Через парк протекает речка Баниас, берущая начало у горы Хермон,. На входе туристам выдается брошюра с описанием пеших (несколько коротких и один длинный) маршрутов. Все они ведут к водопадам, длинный маршрут рассчитан на 90 мин. На сваях над речкой – ресторан с рыбной кухней (рекомендуем!). Забавные зверьки с маленькими ушками – даманы – свободно бегают, клянча у посетителей еду, между зарослей. От старой мельницы дорожка ведет к развалинам замка Агриппы: стен осталось мало, но сохранились подземные переходы. В одном из них под плитами пола протекает ручей.
История
Легенда утверждает, что Моисей, которому – увы! – не дано было войти в Землю обетованную, просил Господа, разрешить ему хотя бы пройти через эту пещеру. Позже Паниас неоднократно переходил из рук в руки. Так, он был владением Птолемеев, преемников Александра Македонского. Когда римляне захватили Иудею, император Август подарил Паниас своему другу Ироду Великому, который выстроил здесь святилище в честь Августа. Сын Ирода Филипп превратил Паниас в столицу округа. В знак благодарности римлянам он переименовал Паниас в Кесарию и – без ложной скромности – добавил к названию «Филиппова». Кесария Филиппова упоминается даже в Новом Завете (Мф.16:13).
После разрушения Второго Храма сюда вступил Тит со своей армией, о чем сообщает И. Флавий (Иудейская война, кн. VII). С приходом мусульман утверждается название Баниас (вместо «п» арабы произносят «б»). Согласно современникам, город соперничал даже с Дамаском. После мусульман – крестоносцы, причем Баниас они захватили без сражения: правитель города свободно открыл им ворота. Затем арабы отбили Баниас у крестоносцев. Потеря Баниаса для них оказалась очень тяжелой. Иерусалимский патриарх весьма сожалел об этом, считая, что Баниас «…ключ, врата и защита Иерусалимского королевства». Множество попыток крестоносцев вернуть город оказались безуспешными. Начиная с XVI в. (при османском владычестве) город пришёл в упадок. И только в 1967 г. во время Шестидневной войны Израиль вернул себе Баниас, так же, как и Хермон и Голаны.