Меа Шеарим – появление на карте города
Этот квартал – самый необычный в Иерусалиме. Находится он вне стен Старого города. Название района переводится как «сто врат» или «во сто крат» и напоминает о фразе из книги «Бытие», глава 26: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат (מֵאָה שְׁעָרִים): так благословил его Господь».
Квартал представляет собой маленькую часть города по обе стороны от улицы с таким же названием. Эта часть города «законсервировала» облик еврейских кварталов в Западной Европе XVIII в.
Иногда названием Меа Шеарим обозначают все кварталы с ультрарелигиозным населением: “Макор”, “Геула”, “Барух”, “Бухарский квартал”, “Батей Варша” и “Батей Унгарин” вместе взятые.
История квартала начинается с 1874 г. Его основали З. Бахаран и И. Ривлин. Они выкупили у арабского населения землю, на которой стояла деревня Лифтаи. На участке построили 140 домов и эти жилища разыграли между всеми желающими. Так и возник район Иерусалима вне пределов его крепостных стен.
Архитектура и планировка
Главным архитектором Меа Шеарим стал Конрад Шик. Он выбрал для квартала форму прямоугольника. Длинные стены домов должны были служить защитой и подобием стен крепости. В квартал вели шесть ворот, которые долгие годы запирались по ночам.
Меа Шеарим планировался не только и не столько как религиозный квартал. Он должен был стать (и фактически стал) автономной общиной, как это было в городах Западной Европы, Польши, России и Румынии.
Архитектура здесь всегда отличалась от остального Иерусалима. Плотная и хаотичная застройка сразу бросается в глаза. Дома здесь в основном многоквартирные с наружными винтовыми лестницами и зарешеченными балконами. Маленькие квартиры вмещают до 10-15 человек. Прямо во дворах сушится белье, повсюду разносятся запахи выпечки, жареной рыбы, пыли…
Быт и нравы в Меа Шеарим
Примерно до 1960-х гг. жизнь в квартале была бойкой и динамичной. “Меа Шеарим” даже называли «Париж Востока». Примерно в середине века ортодоксальное население квартала начало активные выступления за закрытие магазинов и учреждений по субботам и строжайшее соблюдение всех предписаний иудаизма. Эта кампания вынудила светское население переезжать в другие кварталы.
В квартале живут представители нескольких религиозных групп, которые критикуют сионизм и находятся в оппозиции к светским властям страны.
Тот тут то там гости квартала могут наткнуться на здания йешив и синагог. Почти круглые сутки слышится распевное чтение текстов Торы.
Для туристов тут всюду размещены таблички с призывами одеваться скромно и вести себя подобающе. Во избежание неприятных инцидентов этим рекомендациям лучше следовать. По статистике “Меа Шеарим” занимает одно из первых мест по числу акций протеста с религиозными требованиями. Здесь также произошло немало конфликтных ситуаций с теми, кто слишком активно демонстрировал свое светское мировоззрение и нарушал своим видом здешние порядки.
Но всё же, если вы просто гуляете здесь – не стоит бояться. Максимум, с чем вы столкнетесь – игнорирование. На вас просто не будут обращать внимание и даже просто смотреть.
Отношения с остальными израильтянами здесь тоже непростые. Большинство людей в Меа Шеарим не пользуется современной техникой и откровенно не любит тех, кто её применяет в быту. На домах часто встречаются таблички, запрещающие вход людям со смартфонами.
Главный источник информации здесь… своеобразные стенгазеты. Они сообщают о похоронах, свадьбах, бар мицва.
Туристам рекомендуется:
- не гулять большими группами;
- не рассматривать жителей и не фотографировать их;
- не указывать пальцем на жителей Меа Шеарим;
- по субботам и праздникам проезд через квартал закрыт;
- туристам лучше вообще не посещать квартал по субботам.
Многие обитатели квартала настолько последовательны в своем презрении к светскому миру, что не принимают пособия, пенсии, отказываются от медицинских страховок. Основной источник их пропитания – пожертвования зарубежных еврейских общин.
При всей сложности отношений с остальным Иерусалимом Меа Шеарим – своеобразное украшение и, безусловно, составная и неотъемлемая часть города.